Понедельник, 20.11.2017, 20:20

Академия барона Брамбеуса

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Темы
социализм Японский след 1937 репрессии Урал-Идель Алхимия Англия Una Furtiva Lagrima Карузо МакКормак музыка WALTZING MATILDA Монтаж аттракционов Отстойник Турция Фатих Акин Суфизм LiveJournal Dada анимация Германия литература Познер Чулпан Хаматова израиль Германский след Моабитская тетрадь Муса Джалиль еврейский вопрос АТАТЮРК Ахмадинежад фотографии Булгария катастрофа башкиры екатеринбург голод Время цыган Песни протеста Рождены быть свободными Объединённые Арабские Эмираты Права женщин Саудовская Аравия Греция кавказ Сочи черкесы euronews learning world Тегеран Бахман Гобади Курдистан Хосейн Ализаде Ислам Арабские революции аятолла Хаменеи исламское пробуджение Казань Радио Свобода Ахмади татарстан не знаю что сказать диаспора татарский язык BBC Бухараев Равиль Пакистан праздники россия Сирия внешняя политика Арабская весна Иран Межконфессиональные отношения история Ислам на Урале армения Константинополь стамбул Кинематограф Индонезия Опера театр Палестина тунис Ливан поэзия колониальные войны конституция дагестан хиджаб Мавритания Магриб США Ирак великобритания Рок-патриархи Образование Женщина в исламе
Видео на youtube
music_action
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Земские школы Екатеринбургского уезда.

Земские школы Екатеринбургского уезда.

Прежде чем, перейти к теме развития инородческого образования в Екатеринбургском уезде, мне хотелось бы поделиться сведениями о состоянии образования по губернии в целом. При этом я буду опираться на выдержки из отчета директора училищ Екатеринбургской дирекции, от 12 сентября 1870 года:

«1) Большая часть ныне существующих училищ, кроме городских, нисколько не способствует делу грамотности,

2) Они не приносят почти никакой пользы по не имению подготовленных учителей;

3) Упрочить народные училища можно, по моему мнению, предварительно приготовив способных и достойных учителей. Так как духовенство наше ни сколько не подготовлено к педагогической деятельности, то необходимо в каждом училище иметь особого учителя, а местному священнику поручить преподавание Закона Божия.

4) По моему мнению лучше на первое время устроить небольшое число хороших училищ, а ныне существующие училища, без подготовленных учителей, отбивают у крестьян охоту к грамотности…»[1]

25 сентября 1870 года в Екатеринбургскую Земскую Управу поступает письмо от инспектора народных училищ Пермской губернии Парамонова:

«На отношение Екатеринбургской Земской Управы от 16 сентября за № 851, имею честь уведомить, что сообразуясь с следующими вопросами, встреченными мною в бумаге» «1, где на первое время необходимее в Екатеринбургском уезде открыть училища, 2, есть ли в виду учителя и 3, какие средства, приблизительно, потребуются на устройство и содержание каждой школы в год».

Чтобы обозначит местности для открытия училищ в Екатеринбургском уезде, необходимо предварительно хорошо быть знакомым с уездом, чего я не могу принять на себя, как человек, не успевший еще хорошо познакомиться с Пермской губернией. Тотчас же по приезде моем в Пермь, я отправился в январе текущего года для осмотра училищ, которые и были мною осмотрены в уездах: Кунгурском, Верхотурском, Ирбитском, частию в Красноуфимском и в северной окраине Екатеринбургского уезда. Большинство посещенных мною училищ в педагогическом отношении не удовлетворяют совершенно современным требованиям обучения грамоте; помещения училищ или ветхи, или малы, содержатся грязно, училища бедно снабжены книгами и необходимыми пособиями. Все это требует безотлогательного изменения. (…)

Незавидное положение большинства сельских училищ зависит главным образом от неимения хорошо подготовленных учителей. До настоящего времени единственным подготовительным заведением для учителей были педагогические курсы, открытые на средства Министерства Народного просвещения при Пермском уездном училище. Но они давали ежегодно небольшое число учителей; так нынешний выпуск состоял из пяти только человек.

Недостаток в хорошо подготовленных учителях чувствуется почти по всей губернии, поэтому вопрос этот будет возбужден мною в губернском совете, а по рассмотрению его, вместе с проектом, передастся Губернской земской управе для доклада Губернскому земскому собранию.

(…) Я же со своей стороны могу только сказать, что необходимо для успеха дела обеспечить материально учителя, положить ему, по крайней мере 250 рублей при готовой квартире и 300 без квартиры; законоучителю же 50 рублей.

Но непременно должно иметь особого учителя, который бы находился постоянно при школе, священник же, занятый требами по приходу, никогда не выполнит этого условия».[2]

В сентябре также собираются сведения от волостных правлений уезда.[3] И только в отчете Карабольского правления мы обнаруживаем первые сведения о башкирских училищах: «…в деревне Караболка с 15 ноября 1864 года учреждена русская деревенская школа[4], в которой до 23 апреля 1865 года обучались башкирские мальчики, от 5 до 15 человек. Школа та была учреждена на пожертвованную сумму 2000 руб. мякотинскими башкирами[5], в расходовании которой руководил по распоряжению начальства, волостной старшина, из суммы этой 650 рублей находилось в процентах у башкир Карабольской волости и деньги эти сбирались по частям вместе с процентами и расходовались на содержание школы и мальчиков, 1350 руб.находятся у приращения процентов в Екатеринбургской конторе Государственного банка; по исрасходовании[6] же первых и неразрешением получить из банка денег, обучавшиеся мальчики уволены от занятий и распущены по жительствам; учебные же руководства первоначально хотя и есть, - но уже не все в целости, потертые и маранные, однако к первоначальному приступу грамотности еще служить могут.

Жители-башкиры Карабольской волости, в существовании русской школы и отдаче на учение некоторых мальчиков, на готовую сумму, хотя и не препятствовали, но сами на содержание оной, за неимением средств и источников, желания не изъявляют, - присовокупляя к этому, что по быту их дети, бесплатно более обучаются грамоте татарской.

Обязанность учителя нести, в случае существования школы, в настоящее время никого не имеется».[7]

В течение двух недель я буду безрезультатно просматривать документы, касающиеся образования мусульман юга Екатеринбургского уезда (где и сосредоточены интересующие нас селения). Только через 33 года вновь будет предпринята попытка создать светские школы в наиболее крупных башкирских селениях уезда. Это требует также подробного рассказа, иначе не понять, почему это оказывается так непросто.


[1] ГАСО, ф.18, оп.1, д.340, л.64.

[2] ГАСО, ф.18, оп.1, д.340, лл.124-127об.

[3] В отчетах также представлены сведения о медицинском обслуживании, но это уже отдельный вопрос, хотя от «уровня культуры» населения непосредственно зависит и его благосостояние и его здоровье. Через некоторое время именно по башкирским деревням особенно сильно ударит голод, хотя, казалось бы, номинально башкиры богаче русских…

[4] Я полагаю, имеется в виду – русско-башкирская школа. – Р.Б.

[5] Мне не совсем понятна «схема» подобной организации, поэтому и привожу столь пространную цитату, очень похоже на денежную махинацию, показавшуюся выгодной самим башкирам, но в итоге приведшую к «банкротству» школы. Ниже мы познакомимся с другими случаями несколько странных «коммерческих» операций, после которых сами башкиры оказывались в весьма затруднительных обстоятельствах.

[6] Я полагаю - «израсходовании». – Р.Б.

[7] ГАСО, ф.18, оп.1, д.340, л.95.