Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 Темы
Видео на youtube
Наш опрос
Календарь
|
Переписка правительственных органовПереписка правительственных органов России и Пермской губернии по вопросам «Панисламизма» на пороге первой мировой войны. Во-первых, о самом важном документе. «Выдержки из Журнала Особого Совещания» могут служить программой дальнейшего изучения этой темы, так стройно расписаны направления, по которым Правительство предполагает бороться с «татарско-мусульманским» влиянием». Этой темы касается в своей статье Алексеев.[1] Я решил, не боясь повториться, не разрывать «Выдержки» на цитаты, стараясь тем самым не разрушать ту особую и достаточно строгую логику изложения, не трогая и стилистические особенности текста, за которыми буквально слышатся речи того времени. Даже повторения говорят о некой растерянности, а уровень осведомленности не превосходит уровня времен Ильминского. Документ интересен еще и тем, что в нем объясняется, почему не приняты те или иные предложения, что буквально делает вас свидетелями совещания. Познакомившись с документом, я, наконец, мог объяснить себе причины того или иного шага местных властей, которые казались не объяснимыми и выглядели, как местная инициатива. Движение в информационном пространстве, ограниченном рамками документов ГАСО и, отчасти, ГАПО, также диктовало необходимость изложения материала в дискуссионно-ознакомительном ключе. Можно ли, придерживаясь той же логики, представить определенный период национальной жизни и политики, к примеру, Вятской губернии? С другой стороны, кажущиеся длинноты столь явно указывают на то, как государственная мысль отстает от исторического развития страны, на арену выходят совершенно иные силы, уже не укладывающиеся в рамки панисламизма и пантюркизма, но об этом, как, впрочем, и многом другом, - поговорим в заключении.
Другие документы проливают свет на сложную политическую обстановку в
мире, без анализа которой не понять особый интерес правительства к
мусульманской теме внутри страны. И в данном случае мне просто не хватает
знаний, чтобы понять многие нюансы этого дела. В принципе, я считаю, что
разработка этой темы требует коллективного подхода. Без сомнения, определяется
пять центров, где можно найти ценнейшую информацию по вопросу, это – Петербург
– Российский государственный исторический архив, Москва – Государственный архив
Российской федерации и Военный архив; Париж, Константинополь и Каир – три
мировых центра «ренессанса» ислама в начале ХХ века (хотя тут же хочется
назвать и Берлин, и Токио, и Бейрут) Но что-то подсказывает мне, что вполне
можно двигаться, опираясь на местные доступные источники. Проблема чрезвычайно
интересна и в силу своей актуальности. Вообще, тема обретает черты
международного проекта. Более того, я даже не сомневаюсь, что таковой имеет
место быть. Остается что делать? Фантазировать! Итак, приступим.
[1] И. Л. Алексеев, к. и. н, ст. преп. РГГУ (Москва): Ислам, мусульманское общественное движение и проблемы управления мусульманским населением внутренних губерний России в начале ХХ в. в ракурсе российской административной элиты: |