Противомусульманская миссия при Екатеринбургской епархии.
Екатеринбургская Епархия создается по указу императора в 1885. В том же году летом в Казани проходит собрание епископов поволжского края, на котором присутствует и Нафанаил, Епископ Екатеринбургский и Ирбитский. Оно собирает всего 9 человек. В третьем отделе «постановлений» излагаются меры по пресечению магометанской пропаганды.
В том же году появляется Определение Святейшего Синода то 9-31 декабря, за № 2695, о восстановлении в полной силе действия ст.247 строительного устава относительно постройки иноверческих храмов, т.е. вернуть контроль или решающее слово в постройке, и в частности, мечетей, епархиальному начальству, позволяя ему вмешиваться по сути в государственные дела. Ибо в 1862 году в циркуляре от 10 января Государь Император признал для постройки иноверческих церквей достаточным разрешение гражданского начальства и министерства внутренних дел, и это действительно требовали государственные интересы.
В 1886 году Иоанникий, митрополит Московский, Председатель Православного миссионерского общества обращается к Епископу Екатеринбургскому и Ирбитскому с просьбой открытия Комитета Православного миссионерского общества при Екатеринбургской епархии.[1] Итак, Комитет начинает действовать. Надо отметить, что, конечно, не мусульмане – основная причина головной боли епархиальных подвижников, а раскольники, а затем – язычники. Собственно, с самого начала, так или иначе, епархия признает, что обращение мусульман на путь христианской истины – дело фактически безнадежное, - хотя бы спасти от впадения в грех магометанства – инородцев-язычников.
После Казанского миссионерского съезда 1910 года, руководство епархии признает необходимым создать противомусульманский отдел и при Екатеринбургской епархии.[2] С другой стороны, на заседании Миссионерского Общества от 19 октября 1910 года речь шла о «возрождении» в епархии противомусульманской миссии. В качестве миссионера будет приглашен Казанский бесприходный протоиерей отец Александр Миропольский.
Вернемся назад. В 12 сентября 1891 года при Каслинском заводе открывается башкирский приют. Приют посещало до 1901 года около 10 башкирских мальчиков и юношей. Учились они русскому языку по программе Ильминского. Закон Божий как специальный предмет не преподавался из опасения, что мусульманские дети просто разбегутся из приюта.[3] 4 мая 1901 года за неимением учеников приют закрывается, этому предшествуют страшные голодные годы. В ноябре 1904 года по инициативе Его Преосвященства Владимира, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского приют открыт вновь, и «имеет своею задачею воспитание и обучение детей мусульман-башкир русской первоначальной грамоте с целью приобщения башкир к русской культуре и русской гражданственности и располагать чрез то их к православной вере». С сентября 1905 года заведующим приюта служит священник Успенской церкви Каслинского завода Петр Беляев[4], а учителем миссионер Павел Цесаркин. В 1905 году приют посещало 20 учеников, которых отпускали на праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. В приюте не применялись дисциплинарные взыскания. «Отношение к приюту со стороны башкир, как и всегда, подозрительное. Муллы запрещают отдавать детей, иногда приезжают справляться о ходе учения и поверяют отданных детей. Русское же население относится к приюту враждебно. Причина этого лежит в давней вражде русского населения с башкирским из за земли. Русскому населению не нравится, что приют существует для магометан, а не для беднейших из христиан».[5] Интересно, что к отчету прилагается и список учеников приюта. Отцы учеников обычно, прежде чем отдать своего ребенка в приют, подробно расспрашивают учителей о том, чему они собираются учить детей, и убедившись, что никто не собирается насильственно крестить учеников, приводят своих детей в приют. Так или иначе, крестьяне начинают понимать, что знание русского языка – это пропуск в большую жизнь. Тем более, что в приюте созданы неплохие условия для учебы, по крайней мере, ребенок не будет голоден и раздет.
Павел Цесаркин знает башкирский язык (возможно, тюркский), епархия поощряет и финансирует[6] его поездки по башкирским деревням «с целью ознакомления его с жизнью, бытом, нравами и обычаями башкир и просвещением их при удобных случаях Христовым учением.[7]
Итак, мы остановились на том, что в конце 1910 года противомусульманским миссионером становится о.Миропольский. Официальное определение Святейшего Правительственного Синода об учреждении Миропольского в должности с годовым окладом в 2000 рублей опубликовано в Екатеринбургских епархиальных ведомостях 13 ноября 1911 года.[8] 4 августа 1911 года Беляев передает ему дела Каслинского башкирского приюта. При Миропольском в приюте появляется столярная мастерская.[9]
Прежде чем продолжить повествование, познакомлю читателя с основными вехами жизни этого весьма неординарного человека.
Александр Миропольский родился в 1847 году. Его отец, Степан Гурьев Миропольский, был диаконом в селе Белая Гора Чистопольского уезда Казанской губернии. В 1868 году Александр окончил курс Казанской Духовной Семинарии и служит священником в разных татарских деревнях (оценка по татарскому языку у него всегда была «отлично»). По его автобиографии догадываешься, что этот человек легких путей не искал, не раз вступая в конфликт с миссионерским начальством, о чем говорит даже в автобиографии, вспоминая «злобу» против него Ильминского. В 1881 году его направляют в село Апазово, где, по его словам, в том же году в мусульманство отпадает 200 душ крещеных татар, в 1883 году «отступники» возвращены им в лоно православной церкви. Вскоре он становится миссионером округа. В 80-е годы он будет награжден Владыкой Палладием Орденом Святой Анны 3-й степени за возвращение в православие 300 душ в соседнем приходе Вятской Епархии.[10]
Обучая инородцев русскому языку, он применяет русский букварь, вместо изобретенного Ильминским, переводя каждое русское слово на татарский. «В результате, - пишет Миропольский, - получалось в одно время совершенно правильное чтение инородцами русских книг и в тоже время изучение русского языка. А когда я после этого давал ученикам читать книжку русской письменности, дети читали ее отлично, с своим акцентом». Он делает доклад в Совет Братства Св.Гурия, что приводит к скандалу, вплоть до жалобы Обер-прокурору Константину Победоносцеву, - Миропольский-де разрушает «систему Ильминского».
В 1891 году Миропольский овдовеет, оставшись с двумя дочерьми. Сын в этот период, вероятно, учится. В 1895 году он уговорит его ехать на службу в Киргизскую миссию. Позже, Миропольский, посоветовавшись с дочерьми, возьмет на воспитание девочку из крещеных татар – Катюшу, вырастив которую, в 1910 году выдаст замуж.
В 1906 году поступит в Казанскую Духовную Академию, где будет удивлять всех своим возрастом и упорством. И в 1910 году будет приглашен в Екатеринбургскую епархию на должность инородческого или «противомусульманского» миссионера. Центром «противомусульманской миссии епархии и станет башкирский приют в Каслях.
Его подход сразу будет резко отличаться от подхода его предшественников. Он сразу заявит, что будет учить детей и закону божьему. На удивление его энергия не развалит приют, но, напротив, привлечет к себе внимание башкирского населения. Похоже, именно его принципиальность и одухотворенность вызовет уважение и со стороны местного населения и со стороны епархиального начальства. Он много ездит, много общается, много пишет и публикует, он не устает проповедовать слово Божье даже среди ортодоксальных мусульман.
В статье «Любовь как необходимое условие успеха в пастырской и миссионерской деятельности» Миропольский пишет: «Точно так же в обращении с инородцами безусловно необходима любовь. Нам постоянно приходилось наблюдать, что крещеные инородцы оставались христианами и не отпадали в мусульманство там, где они были любимы духовенством». Башкиры говорили: «Ты ворожить умеешь…, наши ребята очень любят тебя, а вон большие то идет в твою веру».[11] Многие, конечно, же отдавали своих детей, чтобы они изучили русский язык – единственный пропуск в «большую жизнь».
Помимо статей в «Ведомостях», за два года будут изданы брошюры:
«Дневник инородческого миссионера Екатеринбургской епархии, протоиерея А.Миропольского за 1911 год»; «Воспоминания раскаявшегося отступника от православие в мусульманство». (Со слов Казанцева писал инородческий миссионер Екатеринбургской епархии Протоиерей Александр Миропольский); «Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа. На татарском языке и татарскою письменностью»; «Открытое письмо мусульманам»; «Ответ «смиренному Абдулхакку, члену «святой» лиги панисламизма»; «Беседа с мусульманскими муллами»; «Мухаммедов «Аллах» не Бог»; «Беседа о пророках»; «Беседа о достоинствах «веры», или религии». Я не перечисляю статьи, появлявшиеся ЕЕВ[12], я вынужден был просматривать все имеющиеся у нас библиотеке номера, потому что фактически в каждом номере появлялись заметки Миропольского.
Удивительно и то, что брошюры эти раскупались, ими интересовались и муллы, за ними специально приезжали из Троицка от Расулева.
Воспоминания Казанцева произвели даже некоторый фурор. Трудно определить жанр «Воспоминаний» - то ли памфлет, то ли страшная сказка. Читаешь их и диву даешься безграничной фантазии молодого человека в лице Казанцева и доверчивости пожилого в лице Миропольского. Я подозреваю, что в среде образованных мусульман этот памфлет послужил великолепным пособием, насколько плоско и поверхностно и неумно воспринимается русскими ислам. Иного объяснения интересу со стороны мусульман я не нахожу. Сегодня же, читая эти «откровения» трудно удержаться от улыбки.
Пройдет время Казанцев точно так же отречется и от этих воспоминаний, шантажируя самого Миропольского, пытаясь вытянуть у него деньги, и Миропольский вспомнит, что получал анонимку, в которой некто сообщал ему, что Казанцев просто подлец и артист, что нельзя верить ни единому его слову. Его «путешествия» в мусульманском мире купцов и мулл преследовали одну цель – вымогательство денег.
С этим произведением будет связан и другой скандал. К пермскому губернатору будет обращено и письмо из уфимской губернской канцелярии о необходимости запрещения этой книжки, которая возбуждает только нездоровые настроения, ибо содержит клевету на мусульман. Епархиальное начальство возьмет под защиту Миропольского, и дело будет замято…
Столь активная деятельность Миропольского будет прервана в 1918 году, по православным источникам большевики, отступая, расстреляют в Каслях несколько священников, среди которых окажется и Миропольский, расстрелу будут предшествовать пытки, а тела убитых будут изуродованы. Говорят сами «татары» пытались заступиться за священников, в 1917 году им это удалось, Миропольский был освобожден, но 1918 году, их уверения, что ничего страшного в брошюрках отца не содержится, не помогли. В 2002 году о.Миропольский будет канонизирован.[1] Екатеринбургские епархиальные ведомости, 1886, №№9-13.
[2] Екатеринбургские епархиальные ведомости, 1910, №29, сс.602-606.
[3] Отчет Екатеринбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1909 год. Приложение к ЕЕВ к № 34, 1910. – с.2.
[4] В одном из документов есть разночтения: заведующим назван свящ.Иоанн Пузырев.
[5] Отчет Екатеринбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1905 год. – Екатеринбург, 1906. – с.10-12.
[6] На поездку с 7 июня по 12 июля 1905 года ему выделяется 100 рублей.
[7] Отчет Екатеринбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1905 год. – Екатеринбург, 1906. – с.12.
[8] Екатеринбургские епархиальные ведомости, 1911, №46, с.463. Предполагаю, что происходит это раньше - по прибытии Миропольского на новое место службы. В 1911 году Миропольский уже широко разворачивает миссионерскую деятельность, активно ездит и пропагандирует по всему Уралу, постоянно публикует протимусульманские статьи в Епархиальных ведомостях и т.д.
[9] Екатеринбургские епархиальные ведомости, 1911, №33, с.738.
[10] В данном случае я ссылаюсь на его автобиографию, опубликованную в Екатеринбургских епархиальных ведомостях» - 1912, №37-38 (отдел неофиц.) – «Во сне и наяву» (из памятной книжки протоиерея А.С.Миропольского за 1868-1912 годы)
[11] Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1912, №48. – с.1149-1152.
[12] Екатеринбургские епархиальные ведомости.