Мы не будем вникать в споры о значимости, важности и т.п. явлений, вокруг понятий которых в силу недостатка отчасти и образования так криво вытанцовываем. Но эти цитаты я бы привёл, напомнив, что вопросы философии свелись к вопросам истории философии: Бруно Бауэр: музыка - "внутреннейшее и духовнейшее, свободнейшее и чистейшее выражение истории". Иоганн Густав Дройзен (ученик Гегеля): в музыке "история предлежит перед нами непосредственно сама". Ну а Малер мог ляпнуть нечто подобное: "Шенберг! Заставьте этих людей прочесть Достоевского! Это важнее, чем контрапункт!" (Возможные источники: Барсова И. Симфонии Густава Малера. М., 1975; Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики". М., "Музыка", 1989. Я без труда могу положиться больше на собственную фантазию, нежели память, которая всегда похрамывала на обе ноги - Р.Б.) Почему же тогда именно итальянская опера? Но здесь нам нужно будет вернуться к Вагнеру. Отложим... Дипломов наша Академия не выдает, потому мы без зазрения совести заставим музыкантов изучать философию и литературу, а философов - музыку. Вот только не знаю, что в таком случае делать историкам. Но в историки могут пойти неудавшиеся музыканты и философы, к примеру...
|